Главная » Файлы » Просветительская работа |
05.02.2012, 11:25 | |
Адаптация как условие положительного развития глухих и слабослышащих учащихся. О том, что начало обучения в школе, переход в новое звено или в новую школу – один из самых серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. Но что значит «серьезный момент»? Я сейчас попрошу вас ответить на этот вопрос. «Серьезный момент» - это «новый коллектив», «новые занятия, учителя», «новые обязанности». Все это так, но школа – это «большие нагрузки» физические и эмоциональные. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. При поступлении в школу или при переходе из одного уровня обучения в другой, а также при переходе из одной школы в другую все дети переживают адаптационный стресс, так как общение с новыми людьми и незнакомая обстановка лишают ребенка ощущения защищенности. А в нашей ситуации еще и отсутствие привычного контакта (общения с мамой). В результате возможен дезадаптивный вариант развития, особенно распространенный среди детей с психофизическими нарушениями. Все это сказывается на их развитии. Под адаптивным поведением понимается поведение, связанное с преодолением стрессовых ситуаций при изменении условий как длительного, так и кратковременного характера. Выделяют следующие критерии, характеризующие особенности поведения ребенка в различных ситуациях: это сочетание эмоционального фона, уровня активности и направленности поведения. Положительный эмоциональный фон представляет собой основу для появления ориентировочно-поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых сверстников, новые партнеры по общения). Вообще все ситуации, связанные с переменами – это испытательный срок для родителей, учителей и воспитателей. Выделены следующие факторы, вызывающие у ребенка состояние стресса: - вынужденность контакта с незнакомым взрослым; - необходимость подчинения требованиям взрослого или жестко регламентированным условиям выполнения действий; - переход из знакомого помещения в незнакомое и непривычное; - чрезмерно активные и неожиданные действия взрослого в непосредственной близости от ребенка, нарушающие его персональное пространство; - порицающее воздействие взрослого, которое практически всех детей приводило к выраженной отрицательной эмоциональной реакции и к дезорганизации деятельности; - ограничение времени, отводимого на выполнение действий. | |
Просмотров: 585 | Загрузок: 0 | |