Сайт педагога-психолога Е.Г.Саул

Фотогалерея
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 43
Погода в Ейске
Праздники
Скоро праздник
Сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Просветительская работа

Доклад на педсовет "Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся"
05.02.2012, 10:37

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

(Слайд 1)

Цель: способствовать систематизации знаний о ключевых понятиях "мотивация учения”, обобщение форм и методов работы на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивационной сферы учащихся.

 

Основные направления работы по подготовке доклада:

Мониторинг уровня мотивации учащихся на разных ступенях обучения.

Мониторинг использования форм и методов работы.

 

Доклад

(Слайд 2)

"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”

Василий Андреевич Сухомлинский.

 

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

На протяжении многих лет вопрос мотивации является предметом исследования педагогов, учёных. В настоящее время эта проблема весьма актуальна для школы. (Слайд 3)В связи с обострением социальных проблем, низким уровнем педагогической грамотности родителей, слабой предшкольной подготовкой детей, сочетанные нарушения у детей остро стоит вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности.

(Слайд 4)Особую важность имеет вопрос о мотивации именно на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться,  закладываются  в младшем школьном возрасте.  Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.

(Слайд 5)Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя, влияет на повышение учебной мотивации (учить детей так чтобы им захотелось учиться).  Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.

(Слайд 6). "Результаты анкетирования”

Перед педагогическим советом был проведен опрос среди учителей.

1. Укажите формы и методы обучения, которые Вы используете на уроках?

53 % учителей ответили, что используют парную форму и 73 % групповую форму работы на уроке. Чаще всего учителя используют индивидуальную (93%) и  фронтальную (80%) форму работы.

(Слайд 7)2. Использование методов на уроках:

Словесные-100%,наглядные-100%,поисковые-26%, контроль и взаимопроверка-80%. Свой вариант указали 33% учителей. Из них тестирование – 7%, использование ЦОР и интерактивной доски – 13%, а также жестовый язык – 13%.

 

(Слайд8)3. По каким вопросам по теме педсовета Вы хотели получить информацию?

Большинство учителей отметили , что хотели бы получить подробную информацию о различных формах работы на уроках и внеурочное время

 

Анализ анкет, уроков и внеклассных мероприятий показал, что при подготовке учителя и воспитатели стремятся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать методы, которые создают оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Учителя стараются вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался.

В результате были выявлены формы и методы деятельности, которые реже всего используются на уроке.

(Слайд 9)К таким относятся:

нетрадиционная форма проведения занятий;

очень ограничен арсенал методов поощрения и порицания;

не всегда на уроках создается ситуация, сориентированная на успех учащихся.

 

(Слайд 10)Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию "Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника

Мотивировать на учебную деятельность детей – значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них  появилось желание реализоваться в учебном процессе.

(Слайд 11)А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Рассмотрим самую известную  теории мотивации Маслоу, в основе которой лежат следующие факты:

-человека мотивируют его неудовлетворенные потребности

- перед тем как переходить на более высокий уровень мотивации, необходимо, чтобы человек удовлетворил более низкие потребности.

Таким образом, как только потребность будет удовлетворена, она больше не сможет мотивировать человека, а на ее место выходит новая, более высокая потребность.

Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

(Слайд 12)Для решения этой проблемы каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". "Я-концепция"- это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.

  Положительная мажорная "Я-концепция" (я нравлюсь, я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная "Я-концепция" (я не нравлюсь, не способен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону. Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:

(Слайд 13) -видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).

 -создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".

 - исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

 -предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

Какие же формы и методы работы можно использовать по повышению учебной мотивации, используя опыт всех учителей и воспитателей.

(Слайд 14)Установки педагога и методы обучения:

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

- Учет возрастных особенностей школьников

- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

- Нестандартные формы проведения занятий

- Создание ситуации успеха

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

- Использование групповых и коллективных форм организации деятельности

- Эмоциональность

- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

- Применение поощрения и порицания

- Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

- Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

- Использование новых информационных технологий.

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха.

(Слайд 15)Приемы создания ситуаций успеха.

 1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

 2. Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»

 4. Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 5. Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

 6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так хочется поскорее увидеть…»

 7. Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

(Слайд 16)Некоторые ученые считают, что такого понятия как «Мотивация» нет. Есть Стимуляция, это когда морковка сзади, или спереди. И есть Самомотивация. это когда морковка внутри.

Работа любого серьезного человека заключается в том, чтобы поддерживать высоким свой уровень самомотивации. С людьми не очень серьезными, нужно подругому, да, их нужно стимулировать.

Морковка она либо спереди, либо сзади или внутри. Но правильно, когда морковка - внутри.

(Слайд 17) Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников (на уроке и внеурочная деятельность, получение новых знаний или их закрепление), а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении составляет основной результат совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и учителями, и различными специалистами.

(Слайд 18)Работа по повышению учебной мотивации должна вестись и родителями, и учителями, и различными специалистами.

(Слайд 19)Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

(Слайд 20) Таким образом, целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации у младших школьников укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.

(Слайд 21)И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухала.

(Слайд 22) Желаю всем покорения горных вершин, имея внутреннюю мотивацию.

 

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 
Категория: Просветительская работа | Добавил: saulenochek
Просмотров: 4833 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0